18 декабря 2014

Предмет: русский язык

Количество просмотров: 37004

Добавлена 19:02:09

Сложное предложение, части которого соединяются между собой интонационными средствами без помощи союзов, называется бессоюзным сложным предложением. Между простыми предложениями бессоюзного сложного предложения могут быть разные смысловые отношения: перечисление, сопоставление, пояснение, причина, следствие и другие. Интонация перечисления выражает отношения логической однородности между частями — одновременности или последовательности, например: Закат уже начал темнеть, кое
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...



Похожие работы:

Причастие и деепричастие в русском языке
Причастие и деепричастие в русском языке определение, общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, особенности образования, употребления и произношения некоторых форм причастий, Деепричастия несовершенного и совершенного вида, правильное произношение некоторых форм деепричастий, употребления деепричастий, вопросы, упражнения и задания..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Причастие в русском языке
Причастие в русском языке определение причастия, образование причастий настоящего времени и причастий прошедшего времени, краткие причастия, правописание страдательных причастий прошедшего времени, роль причастий в предложении, склонение причастий, переход причастий в прилагательные и существительные, правописание н и нн в причастиях и прилагательных..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, фразеология, грамматика, состав слова (морфемика) и словообразование, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, общие сведения о языке. .
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Наречие в русском языке
Наречие в русском языке Значение наречия, роль наречия в предложении, разряды наречий по значению. Образование наречий.
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Приставки в русском языке
Приставки в русском языке правописание согласных в приставках, гласных в приставках, приставок пре- и при-, буквы ъ и ы после приставок. Упражнения и примеры..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Орфограммы и их признаки
Орфограммы и их признаки определение, опознавательные признаки орфограмм, свойства, особенности, вопросы, примеры, упражнения и задания..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Тестовые задания (вариант 1-10) по ЕГЭ 2007 год
Тестовые задания (вариант 1-10) по ЕГЭ 2007 год тестовые задания класса A, B, C, ответы на них..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Словосочетание в русском языке
Словосочетание в русском языке определение термина, структура словосочетания, словосочетание как синтаксическая единица, глагольные, именные, наречные, виды синтаксической связи слов, вопросы, упражнения и задания..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения общие сведения и информация, деления второстепенных членов предложения на дополнения, обстоятельства и определения, вопросы, упражнение и задание..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык
Функциональные стили речи в русском языке
Функциональные стили речи в русском языке общая информация и сведения, классификация речи, подробно про научный стиль, официально – деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы (художественный стиль), упражнения и задания, вопросы..
Опубликованно 19:02:09 Предмет: русский язык

Бессоюзное сложное предложение

Сложное предложение, части которого соединяются между собой интонационными средствами без помощи союзов, называется бессоюзным сложным предложением.

Между простыми предложениями бессоюзного сложного предложения могут быть разные смысловые отношения: перечисление, сопоставление, пояснение, причина, следствие и другие.

Интонация перечисления выражает отношения логической однородности между частями — одновременности или последовательности, например: Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звѐзды. Лил сильный дождь, дул порывистый ветер, сверкала молния.

Интонация сопоставления выражает отношения противопоставления двух явлений, фактов. В устной речи между простыми предложениями делается большая пауза, например: Труд человека кормит лень портит (пословица).

При пояснительной интонации смысловые отношения между частями состоят в том, что вторая часть поясняет в каком-то отношении первую.

Первое предложение произносится с понижением голоса, после него в устной речи необходима пауза, например: По лесу шагу нельзя ступить: сухие листья и травы хрустят под ногами.

В бессоюзных сложных предложениях со значением причины второе предложение обозначает причину действия в первом предложении, например: Мне очень понравился доклад: в нѐм были отражены современные достижения в области генетики.

Различные смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении обусловили постановку разных знаков препинания.

В бессоюзных сложных предложениях ставятся:

1 . Запятая

перечисление (и)

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льѐт печально свет она (Пушкин).

2. Точка с запятой (если в простых предложениях имеются запятые)

перечисление (и)

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес (Грин).

3. Тире

а) противопоставление

Ввысь взлетает Сокол -жмѐтся Уж к земле (Горький).

б) время (когда)

Солнце поднимается над лугами - я невольно улыбаюсь от радости (Горький).

в) условие (если)

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая

г) -следствие (так что)

Земля кругла - на ней не скроешь тайны (Дудин).

4. Двоеточие

а) причина (потому что)

Меня покоряла музыка стихов: только в стихах раскрывалось до предела певучее богатство русского языка (Паустовский).

б) пояснение (а именно)

Я убеждѐн лишь в одном: вдохновение приходит во время труда (Н. Островский).

В) дополнение (ЧТО)

Помни: всѐ хорошее от человека (Горький).

Вопросы:

1. Какое предложение называется сложным?

2. Какие способы связи существуют между частями сложного предложения?

3. На какие виды делятся сложные предложения, в которых простые предложения связаны союзами?

4. Какие вы знаете группы сложносочинѐнных предложений?

5. Какие смысловые отношения существуют в сложносочинѐнном предложении?

6. Назовите виды придаточных предложений, которые могут быть в составе сложноподчинѐнного предложения

7. В чѐм сходство и различие союзных и бессоюзных предложений?

8. Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями

в составе бессоюзного сложного предложения?

9. От чего зависит постановка того или иного знака препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном?

Упражнение

Прочитайте отрывок текста, проследите, какие синтаксические конструкции использовал Л. Толстой при описании явлений природы. Прочитайте текст ещѐ раз; опустив союзы в сложносочинѐнных предложениях, сделайте вывод об использовании сложносочинѐнных предложений с союзом И в текстах описательного характера.

Весна

Весна долго не открывалась. Потом вдруг понесло тѐплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тѐплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки... С вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подѐрнувший воды, и весь тѐплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берѐзы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.

Упражнение

Закончите рассказ, употребляя сложносочинѐнные предложения с противительными союзами. Определите, почему здесь уместны эти конструкции.

В лесу вечером

Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни...

Упражнение

Прочитайте текст, определите его основную мысль и стиль. Найдите сложноподчинѐнные предложения, укажите вид придаточных предложений. Составьте повествование о том, каким вы видите результат вашей будущей профессии.

Волшебные краски

Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвѐртый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.

Прошло много-много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал всѐ, что было вокруг, и то, что ещѐ никто никогда не видел, — самолѐты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолѐты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Все восхищались его рисунками. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается во всѐм, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников, — руки трудолюбивого, настойчивого человека.

(По Е. Пермяку).

Упражнение

Прочитайте предложения, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Облака в синеве белым стадом плывут журавли в облаках перекличку ведут (И. Никитин). Всѐ кругом цвело жужжало и пело праздничное светлое чувство охватывало душу (И. Тургенев). На дворе в морозном пару краснело солнце в доме было тепло (И. Бунин). Птиц не было слышно они не любят больших лесов (И. Тургенев). Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивалось солнце (К. Паустовский). Пруды тянулись один за другим на несколько вѐрст сплошные леса темнели за ними (И. Тургенев). Не разбойный пересвист снаряда песня соловья над головой (Н. Грибачѐв). Гудели машины ржали кони кованые сапоги стучали по асфальту развевались плащ-палатки (Э. Казакевич).

День уже клонился к вечеру тени становились длиннее в низинах оврагах и ущельях повеяло прохладным ветерком (М. Ауэзов). Не старость была виною сила одолела силу (М. Горький). Было раннее утро солнце ещѐ не всходило

(А. Чехов). На солнце можно было смотреть невооружѐнным глазом вокруг него появилась жѐлтая корона (В. Арсеньев). Ласковей машет вершинами лес солнце приветливей смотрит с небес (Н. Некрасов).

Упражнение

Запишите текст, состоящий из сложных предложений, попробуйте передать его содержание простыми конструкциями. Сравните, в каком случае сложная по содержанию мысль выражена более точно, сжато и выразительно.

Случаются в Петербурге такие воскресные дни, когда воздух делается как-то чище и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная русская девушка в алом сарафане, идущая в церковь под бурный и радостный колокольный звон, — солнце светит тоже по-праздничному. Тогда музыка городской суеты звучит ленивее и гармоничнее, а золотые пылинки в дружески тѐплом луче солнца, протянутом от неплотно задѐрнутой портьеры до узорчатого ковра над кроватью, пылинки пляшут особенно беззаботно и лихо (А. Аверченко).

Упражнение

Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочинѐнное, сложное с разными видами связи, сложноподчинѐнное, бессоюзное.

1. Весь зенитный расчѐт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошѐл с мостика и обходил палубу. 2. Чѐрное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Была тревожная походная ночь. 4. Видимо, он и сам промѐрз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.

5. Корабль шѐл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчѐтливо виден.

Упражнение

Прочитайте. Укажите ошибки и недочѐты в построении сложноподчинѐнных предложений. Перепишите в исправленном виде.

1. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые

пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещѐ не налажена. 5. Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 6. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы. 7. Посѐлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 8. Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.