30 декабря 2014

Предмет: русский язык

Количество просмотров: 31419

Добавлена 02:02:09

§ 94. Общее понятие о чередовании. Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слушать (х чередуется с ш); сбросить – сбрасывать (о чередуется с а); возит– вожу (з чередуется с ж).                  Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжать–сжимать (а чередуется с им).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...



Похожие работы:

Союзы в русском языке
Союзы в русском языке общее понятие о союзах, сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзы первообразные и производные, составные союзы, правописание некоторых союзов, стилистические свойства союзов..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Предлоги в русском языке
Предлоги в русском языке общее понятие о предлоге, переход в предлоги других частей речи, правописание предлогов, стилистические свойства и особенности употребления предлогов..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Причастие и деепричастие в русском языке
Причастие и деепричастие в русском языке определение, общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, особенности образования, употребления и произношения некоторых форм причастий, Деепричастия несовершенного и совершенного вида, правильное произношение некоторых форм деепричастий, употребления деепричастий, вопросы, упражнения и задания..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Причастие в русском языке
Причастие в русском языке определение причастия, образование причастий настоящего времени и причастий прошедшего времени, краткие причастия, правописание страдательных причастий прошедшего времени, роль причастий в предложении, склонение причастий, переход причастий в прилагательные и существительные, правописание н и нн в причастиях и прилагательных..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Согласные звуки в русском языке
Согласные звуки в русском языке образование согласных звуков, звонкие и глухие согласные, звук J и его изображение на письме, употребление разделительных ъ и ь, долгие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, Шипящие и свистящие согласные, Таблица согласных звуков, Обозначение мягкости согласных на письме, сильные и слабые позиции согласных звуков, позиционные чередования согласных, выпадение согласных..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, фразеология, грамматика, состав слова (морфемика) и словообразование, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, общие сведения о языке. .
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Наречие в русском языке
Наречие в русском языке Значение наречия, роль наречия в предложении, разряды наречий по значению. Образование наречий.
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Местоимение в русском языке
Местоимение в русском языке Общее понятие о местоимении, классификация местоимений, изменение местоимений и их связь с другими словами, особенности местоимений-существительных и местоимений-прилагательных, склонение местоимений-существительных и местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, употребление других частей речи в значении местоимений..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Частицы в русском языке
Частицы в русском языке понятие о частицах, разновидности частиц, правописание частиц с чёрточкой, значение и употребление частицы не, слитное или раздельное написание частицы не, не с полными причастиями, значение и употребление частицы ни, переход в частицы других частей речи, стилистические свойства и особенности употребления частиц, модальные слова..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык
Приставки в русском языке
Приставки в русском языке правописание согласных в приставках, гласных в приставках, приставок пре- и при-, буквы ъ и ы после приставок. Упражнения и примеры..
Опубликованно 02:02:09 Предмет: русский язык

Чередование звуков в русском языке

§ 94. Общее понятие о чередовании.

Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слушать (х чередуется с ш); сбросить – сбрасывать (о чередуется с а); возит– вожу (з чередуется с ж).                 

Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжать–сжимать (а чередуется с им). Звук может чередоваться с нулём звука: сон–сна, кусок, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).

Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.

Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -), но и чередование гласных (а вместо о); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч.

Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.

 

§95. Таблицы морфологических чередований.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)

 

1) е ё: сельский – сёла, весло – вёсла

      2) о–нуль звука: сон – сна, кусок – куска

          е нуль звука: день -– дня, отец – отца

 3) уов: кую – ковать, сную – сновать

          ю ев: клюю – клевать

4) а(я) – и– ин: жать – жну – пожинать;  мять -– мну – приминать                                    .                    а(я) – м– им: жать – жму – пожимать; взять – возьму– взимать

 

5)е – о – нуль звука – и: беру – сбор – собрат – собирать

6) у – о – ы: сухо – сохнуть – засыхать

7) о нуль звука –.ы: посол – послать – посылать

8) о а: ходитзахаживает, просит – выпрашивает

ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

1)      к – ч: пеку – печёшь, привлеку – привлечёшь, рыбак – рыбачий

           гж: бегу – бежишь, жгу – жжёт, творог – творожник

     х – ш: пух – пушистый, ухо – уши

2)      с ш: носить – ношу, косить – кошу

з – ж: мазать – мажу, близок – ближе                                                  

ск – ст – щ: пускать – пустить – пущу, густой – гуще

т – ч: ответ – отвечу, светить – свечу                 

д ж: ходить – хожу, водить – вожу                                                                                                              

б – 6л; п – пл: рубить – рублю, купить – куплю

в – вл;ф фл: ловить – ловлю, графить – графлю                                                                                                         м мл: сломить – сломлю

3)      кц: лик–лицо, моряк–моряцкий

г – з: друг – друзья, княгиня – князь

4) д, т – с: плету–плести, приведу – привести

5) к, г–ч (из сочетаний кти, гти): пеку–печь (из пекти), стерегу – стеречь (из стерегти)

Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом -нув глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.

Перед суффиксом в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл, плет-у – плё-л.

 Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).

В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об-: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).

 

§ 96. Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.

1. Полногласие и неполногласие

Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело-), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): город–град, волоку–влеку. голос – глас, о-шелом-ить – шлем, берег – брег.

2. д – ж – жд; т – ч – щ

Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а  т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – жжд и т – ч – щ: ходить – хожу – хождение; водитьвожу – вождение, светить – свечу – освещение.

§ 97.

Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ногнож-к-а, рук-а – руч-к-а, руч-н-ой, ручищ-а; книг-а – книж-ка – книж-н-ый.

Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос'-/нош- (носить – ношу).

Упражнение 98. Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.

Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал;  примнёт – примял – приминал.

99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.

Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.

100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.

Пахать – пашет,   скакать – скачет,    брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.

101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.

Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.

§98. Основные способы словообразования в русском языке.

В русском языке существуют различные способы словообразования.

Наиболее употребительны такие способы, в которых производное слово образуется при помощи словообразовательных морфем: суффиксов и приставок. Такие способы словообразования принято называть морфологическими или аффиксальными («аффикс» – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы: суффиксы и приставки).

С помощью аффиксальных способов производятся слова простые – соотносительные с одной производящей основой – и сложные – соотносительные с двумя (или более) производящими основами.

К  аффиксальным способам относятся:

1) префиксация, например: делать – переделать;

2) суффиксация, например: летать – лётчик:

3) префиксально-суффиксальный способ, например: при станции – пристанционный, под осиной – подосиновик, на рукаве – нарукавник;

4) нулевая суффиксация. Подобно нулевым окончаниям (см. § 89), существуют нулевые суффиксы. Нулевые суффиксы выделяются в тех случаях, когда производное слово отличается от производящего отсутствием формального показателя производности (суффикса или приставки), но по смыслу явно выводимо из него. Сравните такие пары слов; приходить – приход, привозить – привоз, выходить – выход, бегать – бег и т. п. В каждой паре существительное производно от глагола, ибо оно обозначает действие, называемое глаголом, однако не содержит формального показателя производности, как в парах прыгать – прыж-ок, гулять – гуля-ние, ходить – ходь-ба.

Такое значащее отсутствие суффикса называют нулевым суффиксом. Нулевые суффиксы содержатся также в словах синь (от синий), рвань (от рваный), подпись (от подписаться) и т. п. Другой термин, применяемый для называния этого способа словообразования, – бессуффиксное словообразование;

5) сложение основ и суффиксация: ходить (по) канату + суф. -ец – канатоходец, носить орден + суф. -ец – орденоносец;

6) сложение основ в сочетании с нулевой суффиксацией: косить сено – сенокос, колоть лёд –ледокол.

Аффиксальные способы словообразования противопоставлены безаффиксным. Наиболее распространены такие б е з а ф ф и к с н ы е способы словообразования, которые используются для производства сложных слов:

1)сложение основ: лес и степь – лесостепь; горький и солёный – горько-солёный; синий и белый – сине-белый.

2) сложение сокращённых основ. Этим способом создаются только имена существительные. Производное слово образуется на базе словосочетания, причём в него входят различные начальные части слов, составляющих словосочетание: зампред (заместитель председателя), химфак (химический факультет), детсад (детский сад), МИД (Министерство иностранных дел), МГУ (Московский государственный университет).

Этот способ словообразования называется термином аббревиация (что означает «сокращение», от лат. brevis – короткий), слова, произведённые с его помощью, называются аббревиатурами. О разновидностях аббревиатур см. в разделе «Имя существительное».

§ 99. Словообразовательный анализ.

В § 91 говорилось о морфемном анализе. Производя морфемный анализ, устанавливают, из каких морфем состоит слово (состав слова). Для того чтобы узнать, как (каким способом и с помощью каких словообразовательных средств) образовано слово, надо произвести словообразовательный анализ. Для этого необходимо найти слово, которое послужило производящим для данного.

Возьмём слова пригород и приход. По морфемному составу эти слова аналогичны – они содержат приставку и корень: при-город, при-ход. Словообразовательный анализ показывает, что эти слова образованы разными способами: существительное пригород произведено от слова город с помощью приставки при-; существительное приход произведено от глагола приходить с помощью нулевого суффикса. Хотя оно и содержит приставку, в его образовании приставка не участвовала – она досталась существительному «в наследство» от производящего глагола. .

Таким образом, наличие приставки в слове не всегда свидетельствует, что слово образовано приставочным способом. Точно так же не все слова, в которых с помощью морфемного анализа можно обнаружить несколько корней, образованы сложением основ. Так, слово колхозник содержит два сокращённых корня: кол(лективное) и хоз(яйство) + суффикс -ник. Однако оно образовано не сложением основ, а суффиксальным способом – с помощью суффикса -ник от сложносокращённого слова колхоз: колхоз – колхоз-ник. Морфемный анализ должен производиться после словообразовательного, так как, только узнав, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфемы. В русском языке слова образуются, как правило, от основ, а не от форм слова. Поэтому слово рыбак следует членить на основу рыб- и суффикс -ак (а не так: слово рыба + суффикс -к), в словах типа учитель, писатель следует выделять основы учи-, писа- и суффикс -тель (а не формы инфинитива учить, писать + суффикс -ель). Отглагольные производные слова обычно образуются от основы инфинитива. Исключение: женитьба.

§ 100. Этимологический анализ слова.

Помимо морфемного и словообразовательного анализа, существует этимологический анализ слова.

Этимологический анализ – это особый вид анализа, цель которого – установить происхождение слова, объяснить историю его возникновения, вскрыть прошлые словообразовательные связи слова, показать, как возникло его современное значение. Этимологический анализ опирается на данные истории языка и других языков. Так, например, слово облако исторически связано с глаголом влачить (ср. форму с полногласием волочить, с приставкой об-: обволакивать). Начальное в после приставки об- выпало: обвлак-о облако. Вследствие изменения значения слова и звукового изменения произошло опрóщение: слово облако в современном языке имеет непроизводную основу.

Упражнение 102. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите словообразовательный анализ следующих слов. Объясните, какие чередования произошли при образовании этих слов.

Поло...ка, вазо...ка, тарело...ка, кофто...ка, вило...ка, ложе...ка, лимо...чик, мизи...чик, огу...чик, буду...ность, cpo…ность, загадо…ность, опасность, пе...сик, артист, доска.

103. Укажите, каким способом образованы выделенные слова.

Писать –переписать, бежать –выбежать, баня –банщик, трактор – тракторист, город – пригород, гора – пригорок, лицо – обезличка, водить – вождение, светить – свечение, перекати-поле, лизать блюдо – лизоблюд, аптека – аптекарь, комбайн – комбайнер, сам катится– самокат, голый – голь; вуз, подлодка, НТВ, ГАИ.

§ 101. Продуктивные и непродуктивные типы словообразования.

    Различаются типы словообразования непродуктивные и продуктивные. Непродуктивны те типы словообразования, которые не используются для образования новых слов. Одни из таких непродуктивных типов представлены единичными случаями, например: кум – кум-анёк, муж – муж-енёк; торг-ов-ый – торг-аш, кудр-яв-ый – кудр-яш; пас-ти – пас-тух, пе-ть – петух; другие насчитывают значительное количество примеров, но новыми не пополняются, например: добр-ый – добр-от-а; глухота, слепота, пустота, широта, чистота, красота, немота, нищета.

Продуктивны те типы словообразования, которые широко используются при создании новых слов. Например, продуктивен суффикс -льщик. который широко используется в названиях людей по роду их деятельности, в частности в названиях рабочих по их специальностям: гранильщик, строгальщик, бурильщик, поливальщик, копировальщик, рисовальщик, крепильщик, клепальщик, тянульщик и т. п. Продуктивен суффикс -ик, который применяется в названиях лиц по какому-нибудь их признаку, связанному с кругом их деятельности, её характером, с отношением людей к этой деятельности, с их положением в обществе и пр.: отличник, ударник, единоличник, культурник, выпускник, призывник, дошкольник, заочник, общественник, производственник, хозяйственник.

Продуктивен суффикс -тель, который не только обозначает деятелей (учитель, писатель), но получил широкое применение и для образования слов, называющих механизмы, приборы, машины, химические реактивы и пр., например: выключатель, предохранитель, двигатель, истребитель, измеритель, выпрямитель, громкоговоритель, взрыватель, краситель, проявитель и т. п.

Продуктивность типа словообразования обычно ограничивается тем, что не всякий суффикс (по причинам формальным, грамматическим или семантическим) может сочетаться с любой основой; например, суффикс -л-ый образует имена прилагательные только от непереходных глаголов с основами на -е-, -а- и на согласный: пожелтелый, охладелый, обледенелый, обветшалый, лежалый, обвислый; суффикс -аст-образует прилагательные почти исключительно от существительных, обозначающих части человеческого тела или организма животного: глазастый, зубастый, головастый, щекастый и т. п.

Упражнение 104. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите словообразовательный и морфемный анализ каждого слова. Укажите устно особенно продуктивные типы современного русского словообразования.

Передовик, пищевик, колхозник, перебе...ик, об...е...чик, горпромхоз, бараба...щик, связист, очеркист, истребитель, пок...затель, регулировщик, развёрт...вание, упл…тнение, куста...ничество, сплоч...нность, неразработанность, ко...ективизация, физкультурница, заг...товщица, весовщица, табельщица, санинструкторша, путёвка, курсовка, групповщина.

105. Объясните, чем вызван переход производного слова в непроизводное? (В скобках указаны производящие слова.)

Поршень (порхать), счастье (часть), окно (око – «глаз»), дача (дать), сажа (садиться),точка (ткнуть),сукно (сукати – «сучить»), обруч (рука), завтрак (утро; вместо «заутрок»), блюдце (блюдо), мешок (мех), чернила (чернить).

106. В каких словах суффикс слился с корнем, в каких – не слился?

Печка, палка, полка (для книг), полка (огорода), верный, чёрный, красный, шило, крыло, весло, сокровище, рубище, носище, пугало, веялка, тараканище.

§ 102. Основные способы формообразования в русском языке.

О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:

1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. ... столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;

2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;

3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – сделать, писать – написать;

4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: могу – можешь; друг – друзья;

5) изменением места ударения, например: окнáóкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, наспать – насыпáть;

6) меной формообразующих суффиксов, например: решить – решать, лишить – лишать, бросить – бросать.

В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.

     Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).

  Упражнение 107. Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе...ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив...е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе...ут;

8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa... казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.