01 декабря 2014

Предмет: русский язык

Количество просмотров: 16772

Добавлена 01:02:09

§ 57. Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, 5) центральной нервной системы (см-рис. 1).         § 59. Слог. Когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесен
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...



Похожие работы:

Союзы в русском языке
Союзы в русском языке общее понятие о союзах, сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзы первообразные и производные, составные союзы, правописание некоторых союзов, стилистические свойства союзов..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Предлоги в русском языке
Предлоги в русском языке общее понятие о предлоге, переход в предлоги других частей речи, правописание предлогов, стилистические свойства и особенности употребления предлогов..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Причастие и деепричастие в русском языке
Причастие и деепричастие в русском языке определение, общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, особенности образования, употребления и произношения некоторых форм причастий, Деепричастия несовершенного и совершенного вида, правильное произношение некоторых форм деепричастий, употребления деепричастий, вопросы, упражнения и задания..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Причастие в русском языке
Причастие в русском языке определение причастия, образование причастий настоящего времени и причастий прошедшего времени, краткие причастия, правописание страдательных причастий прошедшего времени, роль причастий в предложении, склонение причастий, переход причастий в прилагательные и существительные, правописание н и нн в причастиях и прилагательных..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Согласные звуки в русском языке
Согласные звуки в русском языке образование согласных звуков, звонкие и глухие согласные, звук J и его изображение на письме, употребление разделительных ъ и ь, долгие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, Шипящие и свистящие согласные, Таблица согласных звуков, Обозначение мягкости согласных на письме, сильные и слабые позиции согласных звуков, позиционные чередования согласных, выпадение согласных..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс
Готовое домашнее задание – за 1-9 класс фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, фразеология, грамматика, состав слова (морфемика) и словообразование, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, общие сведения о языке. .
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Наречие в русском языке
Наречие в русском языке Значение наречия, роль наречия в предложении, разряды наречий по значению. Образование наречий.
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Местоимение в русском языке
Местоимение в русском языке Общее понятие о местоимении, классификация местоимений, изменение местоимений и их связь с другими словами, особенности местоимений-существительных и местоимений-прилагательных, склонение местоимений-существительных и местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, употребление других частей речи в значении местоимений..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Частицы в русском языке
Частицы в русском языке понятие о частицах, разновидности частиц, правописание частиц с чёрточкой, значение и употребление частицы не, слитное или раздельное написание частицы не, не с полными причастиями, значение и употребление частицы ни, переход в частицы других частей речи, стилистические свойства и особенности употребления частиц, модальные слова..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык
Приставки в русском языке
Приставки в русском языке правописание согласных в приставках, гласных в приставках, приставок пре- и при-, буквы ъ и ы после приставок. Упражнения и примеры..
Опубликованно 01:02:09 Предмет: русский язык

Звуки, слоги, ударение в русском языке

§ 57. Речевой аппарат.

Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.

Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, 5) центральной нервной системы (см-рис. 1).

 

 

 

 

§ 59. Слог.

Когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесении слова таких толчков, на столько частей, или слогов, оно и разобьётся; например, в слове и-дут – два слога, в слове ма-ши-ны – три слога, в слове стол – один слог.

С л о г – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слоге может быть один или несколько звуков. Как правило, в слоге имеется гласный звук, поэтому число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков; например, в слове ученик три гласных звука и, следовательно, три слога (у-че-ник).

По числу слогов слова разделяются на односложные (я, мы, жар), двусложные (ау, ура, море) и многосложные (рыбаки, воодушевление).

Слог, который кончается гласным звуком, называется о т к р ы т ы м (мы, ры-ба-ки); слог, который кончается согласным звуком, называется  з а к р ы т ы м (мор-ской, мель-ник).

§ 60. Ударение.

Когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой и долготой, с более значительным напряжением органов речи, чем другие; например, в слове урагáн произносится с большей силой третий слог (-ган).

Более сильное произношение слога называется  у д а р е н и е м, и этот слог называется у д а р я -           е м ы м   или   у д а р н ы м.

На письме ударение обозначается знаком ´, который ставится над буквой, обозначающей гласный звук. Этот знак употребляется только в случае необходимости, чтобы не ошибиться при чтении, например: недоúмка, портфéль, мукá (сравните: мука). Над буквой ё, которая бывает только в ударном слоге, знак ударения не ставится, например: молодёжь.

В русском языке ударение разноместное, т. е. в одном многосложном слове оно может быть на первом слоге (выписать), в другом – на последнем слоге (разыгрáть), в третьем–на слоге в середине слова (купáться, уважáемый). Кроме того, русское ударение подвижное, т. е. в некоторых словах при их изменении ударение передвигается с одного слога на другой, например: рука (им. п. ед. ч.) – руку (вин. п. ед. ч.), окна (род. п. ед. ч.) – окна (им. и вин. п. мн. ч.).

В потоке речи не все слова имеют ударение. Обычно ударение имеют самостоятельные слова и некоторые служебные, состоящие из двух или нескольких слогов, например:

/) Когдá идёт пéрвый снéг, приятно видеть бéлую зéмлю, бéлые крыши. (Ч.) 2) Обóз нéсколько задержáлся вслéдствие снéжных занóсов. В этих двух примерах ударение имеют все самостоятельные слова, а также двусложный союз когдá и трёхсложный предлог вслéдствие. 3) Двери п е р е д нею  отворúлись нáстежь. (П.) В этом предложении двусложный предлог перед не имеет ударения.

Обычно не имеют ударёния односложные служебные слова, например: Вúктор не знáл, что у товарища бóлен отéц. В этом предложении частица не, союз что и предлог у произносятся без ударения.

Однако иногда односложные предлоги и частица не произносятся с ударением, и тогда следующее за ними самостоятельное слово теряет своё ударение, например: Отцá  н é   было дóма. Брáт н é дал мне

кнúги. Мáть взялá ребёнка н á руки.

Как правило, слово имеет одно ударение; однако есть слова (чаще всего сложные), которые имеют два ударения: одно более отчётливое, основное, и другое – второстепенное, например: грязелечебница, идолопоклóнник, чёрносморóдиновое (в этих словах имеется второстепенное ударение на первом слоге).

Разноместность и подвижность русского ударения позволяет использовать его:

во-первых, для различения слов, например: замок и замок, полы и полы, пропасть и пропасть, уже и уже;

во-вторых, для различения грамматических форм слова, например:

1) нет окна (род. п. ед. ч.), окна раскрыты, (им. п. мн. ч.); 2) срезать (соверш. вид глагола), срезать (несоверш. вид глагола); 3) любите (2-е лицо мн. ч.), любите (повелит, наклонение).

Некоторые слова имеют двоякое ударение, например: творог – творог, далеко – далёко, под мостом – под мостом.

В некоторых случаях употребление слова то с одним, то с другим ударением не связано ни с какими добавочными значениями и оба варианта употребляются в литературном языке, например: А дружок мой милый далек о, далёк о. (А. К. Т.) В иных случаях употребление слова с одним ударением указывает на современное произношение, а с другим – на произношение несколько устарелое, например: /) Но скалы, и тайные мели, и бури ему [кораблю] нипочём. (Л.) (современное произношение); 2) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. (П.) (устарелое произношение).

Упражнение 61. Прочтите вслух с указанными ударениями; затем укажите, сколько слогов в каждом слове. Запомните правильное произношение этих слов.

Красивее, свободнее, рассердился, звонит, жестоко, цыган, столяр, ступень, ремень, кремень, кожух, случай, верба, средства, злоба, убранство, единство, ходатайство, добыча, крапива, молодёжь, сирота, ненависть, изредка, недоимка, наковальня, пепелище, намерение, предмет, алфавит, террор, шофёр, партер, роман, процент, портфель, квартал, колосс, гектар, магазин, каучук, инструмент, документ, аргумент, диспансер, километр, техникум, атмосфера, президиум.

62. Прочтите вслух с указанными ударениями; укажите: 1) где изменение места ударения служит для различения слов; 2) где – для различения грамматических форм слова; 3) где оно не связано с изменением значения слова.

Козлы – козлы, орган – орган, угольный – угольный, верхом – верхом, пахнуть – пахнуть, досыпать – досыпать, бегом– бегом, уже – уже, подрезать – подрезать, избы – избы, гоните – гоните, издалёка – издалека, иначе – иначе, казаки – казаки.

63. Прочтите вслух отрывки из стихотворений. Поставьте над словами знак ударения; укажите количество слогов в каждой строчке.

1)      Смелый к победе стремится,

      Смелым – дорога вперёд,

      Смелого пуля боится,

      Смелого штык не берёт.

(А. С у р к о в.)

2)      Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

      И радостно гибнет за правое дело!

(К. Р ы л е е в.)

64. Спишите следующий отрывок из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Поставьте над словами знак ударения.

Ямщик поск...кал но всё погляд...вал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от час... становился сильнее. Облачко обр…тилось в белую тучу которая тяжело подымалась р..сла и постепенно обл...гала небо. Пош...л мелкий снег – и вдруг пов...лил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо см...шалось со снежным морем. Всё и...чезло. Ну барин закричал ямщик беда: буран!

Я выгл...нул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой св...репой выразительностью что казался одуш...влё...ым, снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

§ 61. Понятие о фонетической транскрипции.

Для точной передачи устной речи на письме каждый звук изображается одной строго определённой буквой, например: звук а изображается только буквой а (д[а]р, в [а] да вместо вода); звук о–только буквой о (д[о]м, ш[о]л вместо шёл), т. е. каждая буква является однозначной. Точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна  буква, называется  ф о н е т и ч е с к о й    т р а н с к р и п ц и е й. Слово в фонетической транскрипции записывается в квадратных скобках. Так как звуков в русском языке больше, чем букв, то в фонетической транскрипции, с одной стороны, употребляются добавочные буквы (например, буква j), с другой стороны, буквы нашего алфавита употребляются с добавочными знаками, например: мягкий согласный звук изображается буквой с дополнительным знаком ', который ставится наверху, справа от буквы: [кон'] (конь).

Буква ъ, которая в обычном алфавите не имеет собственного звукового значения, в фонетической транскрипции используется для обозначения звука, произносимого на месте а и о после твёрдых согласных во всех неударных слогах, кроме первого предударного: [плáвът'] (плавать), [въдавóс] (водовоз).

Буква ь обозначает в фонетической  транскрипции звук, произносимый в заударных и не первом предударном слогах на месте букв я, е после мягких согласных: [пьтачóк] (пятачок), [кóл΄ьт] (колет). Подробнее об этом см. § 74.

Долгие согласные, произносимые, например, на месте двойных н, м, с, д и т. д. или на месте сочетаний с ш, з с, д т и под., обозначаются чертой над соответствующей буквой: ванна = [ванъ], ссылка = [сылкъ], с шумом = [шумъм], подтолкнуть = [пъталкнут’] и т. д.

Знак ц используется для обозначения звука j не перед ударной гласной: [6'элъць чацкъ] ( = белая чайка); в положении перед ударной гласной в фонетической транскрипции пишется буква j.

Упражнение 65. Затранскрибируйте следующие слова:

Пароход, главный, затемно, сшить, гамма, отталкивать, косьба, наволочка, синего.